Носкова Елизавета Алексеевна, воспитатель первой квалификационной категории 

Соколова Ольга Валентиновна, заведующий 

МАДОУ «Детский сад №227» г.Пермь 

Дошкольное детство – это прекрасная пора, когда можно мечтать о своём будущем, о будущей профессии. Это время, когда  в форме представлений о мире профессий взрослых людей,  элементарного трудового опыта выполнения отдельных трудовых действий и интереса к социальному окружению  закладываются основы профессионального самоопределения личности.   К особенностям отношения детей к потенциально возможному овладению той или иной профессией является неустойчивость и ситуативность выбора, его ограниченность кругом представлений, полученных извне.  Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы  предложить ребенку разнообразную информацию о труде взрослых и  о профессиях, а также предоставить возможность осуществить элементарные «трудовые пробы», то есть выполнить некоторые доступные трудовые действия не только в игровой форме, но и в реальной ситуации,  по возможности приближенной к условиям профессиональной деятельности.  

Основой отношения детей дошкольного возраста к профессиональному труду является осознание его значимости для окружающих людей. Открытие ребенком социальной  ценности профессии происходит в процессе знакомства с результатами труда и их соотнесения с потребностями современного общества. В современном мире  профессии, ориентированные на создание материального продукта или продукта в виде нового знания, информации,  являются социально приоритетными над «модными» или «престижными» профессиями банкира, экономиста и т.д., так результаты труда инженера, робототехника, ученого, компьютерщика, эколога и т.д. более значимы, чем какие-либо другие для общественного развития и процветания. Поэтому на первый план в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста выходят задачи обогащения представлений и развитие положительного отношения детей к людям и труду именно таких профессий.   

Для того чтобы ребенок мог осознать и осмыслить сущность, специфику, значение труда людей обозначенных профессий, необходим подбор педагогических средств, которые бы позволили ребенку не только услышать или увидеть их результаты труда  или процесс их создания, но и самому создать эти продукты в квази – профессиональной деятельности. Это требование может быть реализовано с помощью продуктивной детской деятельности, которая понятна, доступна и интересна ребенку и позволяет «имитировать» условия профессионального труда.  Мы полагаем, что такой деятельностью является создание разнообразных функциональных конструкций или робототехника. 

В нашей работе мы предприняли попытку решения задач ранней профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста средствами технического конструирования  на примере знакомства детей с профессиями: космонавт, охранник, уборщик, эколог и повар. 

Различные технические устройства, в том числе роботы, выполняют в трудовой деятельности людей этих профессий различные функции: они могут быть использованы космонавтом, экологом, охранником как  средства труда, выступать в качестве  профессионального замысла (инженер, конструктор) и результата (робототехник, механик). Конструкторы из серии LEGO WEDO, используемые в современной образовательной практике ДОО позволяют решать не только задачи формирования у детей опыта создания разнообразных технических устройств, но и задачи ознакомления детей с компонентами труда людей разных профессий, а также  предоставления детям возможности осуществить простейшие «профессионально-трудовые пробы», то есть практически апробировать некоторые элементы профессионального труда. Созданные на занятиях роботы дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют LEGO-элементы в дидактических играх и упражнениях, при исследовании окружающего мира. Дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играют,  придумывают и воплощают свои идеи. 

ДАЛЕЕ